Маяк Арктики — кому он светит и кого влечёт?

Московский Филиал Российской международной академии туризма дал рецензию на проект «Научно-исследовательский центр «Маяк Арктики»» и стал одним из участников объединения. Декан факультета гостеприимства и туристской индустрии Т.В. Рассохина и профессор кафедры менеджмента, информационных технологий и международного туризма Н.П. Манько подтвердили своевременность, целесообразность и экономическую выгодность запуска подобного проекта.

Я встретился Николаем Петровичем Манько, чтобы разобраться, как создавать кластеры на новом Севере. Текст записан с его слов, и, фактически, является вольным пересказом интервью. В качестве примера запуска кластера мы рассмотрели объединение «Маяк Арктики». Также в тексте есть стратегия развития кластера, присланная мне её руководителем И.В. Кравченко,
а впоследствии утвержденная у профессора Н.П. Манько.

Почему кластер «Маяк Арктики» — научно-туристский?

Правильнее было бы сказать научно-познавательный кластер, так как основная его деятельность заключается в познании и изучении Арктики за счёт развития научного туризма. Но у термина «научно-познавательный» есть обывательское восприятие: будто научно-познавательный — это упрощенный контент, огромный массив научных данных сжатый до видеоролика.

Поэтому, чтобы не дезориентировать широкую публику, мы решили использовать для «Маяка Арктики» термин научно-туристский кластер. Но внутри нашего сообщества (среди представителей РГО, институтов и других участников) мы должны ясно понимать, что основная наша цель — познание Арктики, а туризм
— это средство к её достижению.

Почему «Маяк Арктики» — это именно кластер?

Потому что лингвистическая ошибка стала нормой языка. Кто-то неправильно употребил слово кластер, а остальные стали за ним повторять. Кластер — это
не географическое объединение организаций со смежными деятельностями. Кластер — это добровольное объединение различных организаций, преследующих достижение определённой цели. У кластера может быть много географических дестинаций.

Рассмотрим как это работает на примере кластера «Маяк Арктики». Существует два десятка организаций, заинтересованных в том, чтобы в бухте Тикси была сформирована система научного туризма. У них одна общая цель, достичь которую возможно только учитывая интересы всех участников.

Участники кластера:

  • Якутское отделение Русского Географического Общества — заинтересовано в создании благоприятных условия для научного творчества, познания мира, популяризации природного, исторического и культурного наследия России. Проект призван привлечь внимание широкой общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам Якутии для интенсивного развития туризма в Арктике. Находится в дестинации Якутск.
  • Усть-Ленский государственный природный заповедник — заинтересован
    в квалифицированных кадрах, проектах и ресурсах для познании Арктики. Находится в дестинации Тикси.
  • Булунская инспекция охраны природы — следит, чтобы при познании Арктики соблюдался баланс между скоростью привлечения туристов, состоянием и здоровьем экосистемы, способной переварить антропогенное влияние и дать Арктики пространство/время для восстановления. Находится в дестинации Тикси.
  • Академия Наук Республики Саха Якутии — нуждается в научно-исследовательском центре и принимающей стороне в г. Тикси, в этаком научном production house, где можно хранить экипировку, оформлять документы и получать связь с большой землёй. Находится в дестинации Якутск.
  • Министерство обороны РФ — заинтересовано в развитии городов севера, рекреационных объектов и привлечении новых кадров в Арктику в мирное время. Находится в дестинациях Темп, Тикси, Москва.
  • Администрации Булунского улуса и поселка Тикси — оказывает административную поддержку. Тикси нуждается в квалифицированных кадрах, технологиях и ресурсах, необходимых для планового развития инфраструктуры поселка.
  • Газета «Маяк Арктики» — готовится стать флагманом в освещении деятельности первого научно-туристского кластера в Арктике. Находится
    в дестинации Тикси.
  • Кооператив «Мир» — хочет продемонстрировать эффективность, экологичность и экономичность технологии «Алтайский тёплый дом»
    в суровых заполярных условиях. Находится в дестинации Бийск.
  • Лесозаготовительная компания ООО «Развитие» — стремится к тому,
    чтобы именно их лес использовался во время развития экологичной инфраструктуры нового севера. Находится в дестинации Горноалтайск.
  • Краудинвестинговая стартап платформа Nepinex — заинтересована
    в продвижении проекта платформы #ЛегоДом и демонстрации механизма финансирования инновационных проектов на ранней стадии реализации. Находится на дестинации Новосибирск.
  • Центральный сибирский ботанический сад и Институт археологии
    и этнографии СО РАН — нуждаются в организации маршрутов
    и сопровождении во время экспедиций и полевых работ. Находится
    в дестинации Новосибирск.
  • АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии»», ПАО «Ленское объединённое речное пароходство», АО «МОРСКОЙ ПОРТ «ТИКСИ»» — заинтересованы
    в увеличении пассажиро- и грузопотока, в развитии инфраструктуры морских портов и аэропортов и в целом в развитии туристской деятельности в регионе. Находятся в дестинациях Якутск и Тикси.
  • Транспортно-логистическая компания ООО ТК «АТА» — заинтересована
    в расширении грузового потока. Оказывает логистическую поддержку проекта по направлениям Алтай-Якутск-Тикси. Находится на дестинации Новосибирск.
  • Российская международная академия туризма — сопровождает объединение, чтобы вся его туристская деятельность соответствовала современным стандартам и особенностям познания арктического региона. Находится в дестинации Москва.
Добро пожаловать. Маяк Арктики
Путин: Действовать нужно, что называется, единым фронтом, консолидировать усилия

Кроме того существуют гостиницы, магазины, школы, газеты, кафе, рыбнадзор, администрация улуса в г. Тикси, которые нуждаются в привлечении внимания
к региону. А ещё есть координаторы проекта в Каче (Севастополь) и медийная поддержка от «Эффекта Мамонта» в Москве. Таким образом научно-туристский кластер «Маяк Арктики» объединяет десятки организаций в восьми географических дестинациях: от Крыма до Якутска, от Москвы до Алтая.

Устройство кластера полностью основано на саморегуляции. Если кто-то начнёт выходить за рамки соглашений, то это будет прозрачно для остальных участников, так как деятельность объединения одновременно освещается
в медиа Якутским отделением РГО, тиксинской газетой «Маяк Арктики» и фондом «Эффект Мамонта». Природоохрана контролирует деятельность строителей, а строители следят за экологичностью строений, так как это основной запрос администрации Булунского улуса. Северный флот помогает институтами с транспортировкой и обеспечением безопасности, а учёные помогают военным с проведением научных и образовательных мероприятий для вахтовиков и состава. Эти взаимосвязи внутри кластера можно перечислять до бесконечности. Здесь каждый связан с каждым единым северным намерением.

Именно на этом взаимном доверии и контроле и строится вся деятельность кластера. Для этого создается координационный совет, в который входят представители от каждого участника объединения. При этом в качестве формы организации выбрана частичная децентрализация под управлением инициатора создания кластера — Якутского Отделения Русского Географического Общества. Такой подход позволяет наконец-то вводить межведомственные проекты, которые прежде требовали больших бюрократических и временных затрат. Создание таких новых горизонтальных связей позволяет ускорить процессы и задать вектор для прорыва в развитии.

Как правильно выбрать технологию строительства в Арктических дестинациях?

Здесь важно в первую очередь отталкиваться от материала. Утилизация и вывоз мусора на севере — это крайне сложное и дорогостоящее предприятие. Поэтому уже на этапе строительства необходимо заранее думать о том, а что станет с нашими объектами экосистемы через 30-40-50 лет?

  1. Крайне важный выбор — это древесина. Её легко утилизировать, не надо тратить ресурсы на вывоз. Она эстетично выглядит, что позволит привлечь больше туристов. Хороший пример: деревянные домики в Гренландии и на Фарерских островах.
  2. Очень правильное решение — термированная доска. Такая доска практически не поддаётся гниению и короблению, что позволяет реализовывать длительные научно-исследовательские проекты, измеряемые десятками лет.
  3. Сама технология «Алтайский тёплый дом» снижает не только стоимость грузоперевозок (при этой технологии можно транспортировать в три раза меньше стенового материала, чем при использовании клееного бруса), но и последующей эксплуатации объектов. Меньше нагрузка на отопительную систему, а значит меньше требований к самой инфраструктуре. В совокупности в несколько раз повышается экологичность и экономичность среды.
  4. Возможность использовать свайные цокольные этажи снижает затраты человеческого ресурса на расчистку автотранспорта и снегоходной техники.

При этом надо понимать, что такие же технологии и решения должны быть найдены и во всех сопутствующих деятельностях. Не достаточно построить только экологичный тёплый центр. Надо также обеспечить его коммуникациями, транспортировкой и хозяйством с учётом тех же требований к бережному присутствию в Арктике.

Рецензия на коцепцию создания научно-исследовательского центра в Тикси

Какие дальнейшие действия кластера?

Якутское отделение РГО заключает соглашения и меморандумы о намерениях между всеми участниками кластера, создаёт совет и собирает данные. Собрав со всех участников необходимые данные, мы сможем составить математическую модель экосистемы научного туризма в бухте Тикси, на Новосибирских островах, дельтах Лены и Яны. Сколько экспедиций и человек в год кластер способен принять, какую деятельность туристов мы предполагаем, и какая для этого нужна инфраструктура. Здесь важно понимать, что модель должна быть прогрессивной, а прототипы проекта должны учитывать не только поэтапный рост экосистемы, но и её масштабируемость в случае взрывного интереса туристов к региону.


Какова стратегия ближайшего развития кластера «Маяк Арктики»?

Главная задача на 2021 год — интегрированно войти в существующую систему и доказать эффективность и перспективность проекта.

Для реализации данной задачи разработана «дорожная карта” проекта:

  • Обеспечить работу координационного совета;
  • Разработать проект инфраструктурного комплекса, готового к запуску в течении 20 месяцев совместно с заинтересованными участниками;
  • Ввести в эксплуатацию временное пространство научно-исследовательского центра на летний сезон 2021 года;
  • Построить первый экспериментальный Алтайский Тёплый Дом (август 2021 года);
  • Провести пилотный сезон работы центра: встретить и познакомиться со всеми прибывающими научными группами, а также энтузиастами, путешественниками, предпринимателями, чиновниками и посетителями города;
  • На основе полученных контактов создать коммуникационный узел для последующей разработки календаря экспедиций на 2022 год;
  • Обеспечить PR: запуск сайта, сообществ в социальных сетях, регулярный выпуск статей в профильной, региональной и федеральной прессе, привлечение телевидения для освещения научных открытий и запуска центра, привлечение популярных блогеров, и не только с профильными тематиками (путешествия, север, строительство), но и молодёжных лидеров мнений.
  • Провести серию лекций о проводимых исследованиях, технологиях и планах по развитию Арктики, в том числе совместно с заповедниками- и институтами-участниками объединения;
  • Пригласить на открытие журналистов, фотографов, видеоблогеров, писателей;
  • Рассчитать потенциальный спрос на услуги центра (научно-познавательный туризм).
  • Запустить интернет-площадку с кадровой и проектно-поисковой функцией;
  • Собрать заявки на услуги центра на 2022 год и оформить проекты на интернет-площадке центра;
  • Совместно с Усть-Ленским заповедником подготовить проект по запуску станции Лена-Норденшельд на 2022 г. как уникального объекта для изучения
  • Арктики и развития научно-познавательного туризма;
  • Презентовать концепцию развития туркластера на 3 года, а также план по строительству объектов Научно-Туристского Кластера «Маяк Арктики».
  • На основании полученных реальных данных: задач исследователей и министерств, возможностей участников кластера, проектных смет от подрядчиков, изучения ожидаемого туристического потока, опыта строительства первого объекта, опыта доставки материалов и экспедиционных групп — составить необходимую проектную смету, скорректировать план работы на 3 года и составить доклад об экономических и социальных перспективах по созданию первого пилотного научно-исследовательского и туристского кластера в Арктике.

Что такое новый север?

За сотни лет наша жизнь в заполярье эволюционировала. Сначала мы Арктику покоряли. И хоть она так и не стала покорной, но благодаря тому этапу существует весь сегодняшний Российский север. Потом мы занимались освоением Арктики, и за тот период были проложены основные коммуникационные пути — СевМорПуть, телефонная связь, дороги и зимники, пароходство и добыча ресурсов. Теперь пришла пора познания Арктики. Теперь мы можем переходить к осознанному присутствию в Арктике, быть с ней единым организмом и за счёт этого получать те преимущества, которые не могут получить другие государства.

Путин: сейчас тот период в развитии нашей науки и управления наукой, когда нам нужно точно подняться над ведомственной разобщённостью

Речь идёт о синергии: человек делает Арктику сильнее, а Арктика — человека. Мы можем добиться этого, уделяя особое внимание знаниям и навыкам коренных народов севера, которые чувствуют себя здесь «как рыба в воде». Но так же важно поддерживать тех романтиков, которые когда-то приехали сюда покорять и осваивать север. Мы должны дать их детям и внукам возможности остаться на севере, но при этом жить жизнью соответствующей духу времени.

Задача кластера «Маяк Арктики» — каждый день, сегодня и прямо сейчас создавать Арктику для тех кто тут жил, живёт и приедет жить в скором времени. Это и есть Новый Север.


Статья подготовлена:

Николай Манько
Доктор военных наук, профессор, действительный член академии военных наук, действительный член Российской национальной академии туризма профессор кафедры Московского филиала РМАТ

Кирилл Блинов
Блогер, писатель, путешественник, креативный директор Эффекта Мамонта

Илья Кравченко
Член Якутского отделения РГО, руководитель проекта «Маяк Арктики»